|
По капле раба |
|
|
Всю свою жизнь наши родители и деды работали, копили, откладывали - детям на светлое будущее. В девяностых все их труды и вложения - пых и пшик! Одни возмущаются: «Ограбили олигархи народ». Другие – несут какую-то пургу: «Что сразу виноватых ищете?! С себя начинать надо!».
А то ещё случается «сильный» «слабого» обижает: начальник – подчинённому зарплату задерживает, чиновник гражданину справку выписывать не хочет, полицейский – права нарушает. Не логично ли в таких ситуациях поддержать з «жертву» произвола? Ведь рано или поздно сам столкнёшься с тем же – Бог-то не Ерошка! Но нет. Наоборот, начальник бьёт – и я покусаю, а не покусаю, так хоть полаю. Вот у нас как.
Жалкие холуи! И я бы первая бросила камень в таких, с наслаждением! Только нет у меня на то морального права. И я – часть этого народа. И со мной было однажды то, что делается с ними: спина сладко ноет, извивается, и хочется тебе прогнуться как можно мягче и ниже, будто и не человек ты, а червяк какой дождевой.
Мне сейчас очень стыдно будет. Но я всё равно расскажу. Может кому-то из вас тоже потом стыдно станет
В начале 90-х поступала в ГИТИС. Сначала у нас был творческий конкурс (басня, лирика, проза). Много абитуриентов пришли на прослушивание, и всех сначала попросили заполнить анкетки. А за бланк надо было рубль заплатить.
Заплатили, заполнили, выступили. Экзамен продолжается дооооолго, все стараются как умеют. Но цель конкурса - отсеять 50% нас. Наконец, он закончился. Бродим по коридорам и вокруг здания, читаем на знаменитом камне: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но всё равно - ждём результатов.
Собирают нас в аудитории, зачитывают списки прошедших конкурс: сначала фамилии на А, потом на Б, потом на В... Моя - в середине алфавита, и у меня всё ещё надежда, что я пройду.. А у какого-то парня на А - непрошедшего - боль и огонь. И он встаёт с места и говорит:
- Зачем тогда рубль взяли? За эти чёртовы бланки? Если мы не прошли? Это афера! Отдайте мой рубль!
Комиссия начинает выкручиваться, отмазываться, оправдываться, наезжать. Им наверно, немножко совестно...
Дальше я совершаю подлость. Жажда поступить в самый престижный театральный вуз ослепила не только моё сознание, но и совесть, и честь. Страсть разом включила крестьянские гены десятков поколений - моих смиренных крепостных предков. В предвкушении прекрасного прогиба перед «сильным» сладко и неудержимо заныл позвоночник. И я, оказавшись полностью вдруг во власти какого-то беса, вскочила с места и кинулась... "спасать" и «защищать» «бедную комиссию»!
Несусь к этому парню, сую ему рубль и с пионерским негодованием говорю:
- Что за ерунда - рубль! Какой ты мелочный. На, возьми, не отвлекай людей от работы!
Наши взгляды на мгновенье встретились. Его глаза были прекрасны и насмешливы, и я успела разглядеть в их широких зрачках малюсенькую и жалкую себя. Рубль, конечно, не взял. Просто, отвернулся.
Конкурс не прошла и я. Погрустила, забыла. Прошло несколько дней или месяцев. А может пара лет. Однажды, гуляя по городу, я увидела того парня, играющего на гитаре у метро ВДНХ. Играл он просто божественно. Вокруг него стояли люди и восхищались. Я тоже остановилась и долго его слушала. И думала, что было б здорово подойти к нему, поговорить, подружиться. А может попробовать? Но нет, ничего не получится. Даже если он со мной и заговорит, даже если и улыбнётся. Своей дурацкой выходкой я навсегда поставила себя ниже его и по уровню, и по рангу. Он – свободный, способный бросить вызов всякому, с кем не согласится. Я - раб, готовый ругаться и умирать за «хозяина», «владельца» и прочих паразитов, которых взрослому творческому и верящему в себя человеку иметь неприлично.
Мне хотелось забыть эту историю, но с годами, всё глубже и яснее осознавая себя как человека самостоятельного и ответственного, обретая опыт независимости и отстаивания своих интересов, я стала вспоминать её всё чаще.
Неужто я тогда не понимала, на какой позор иду? Что ж за сила превратила меня тогда в дерзающего и показушного подхалима? Меня.. Которая "родилась на улице Свободы и из всех фильмов 90-х - лучше всего запомнила афоризм хиппи из "Меня зовут Арлекино": "Живая рыба плывёт против течения, дохлая - по течению"... Которая так любит Высоцкого "лучше умереть стоя, чем жить на коленях"... Которая...
Да как такое вообще возможно?! Но было, было, было.
С этим живу. С этим умру. Где теперь этот парень?.. Я этого не знаю и не узнаю никогда. А так бы хотелось его найти, чтобы сказать: я всё помню и понимаю. ПРОСТИ... И сбросить этот груз.
В финале я бы хотела обратиться к «защитникам» всяких «владельцев», «руководителей», «начальников», «шефов», «боссов», «командиров» и т.д! Когда вы делаете свой отважный «прогиб» - это действительно выглядит забавно и смешно. Но я - не смеюсь, а краснею, потому что вы снова мне напоминаете, как сильно я ТОГДА была похожа на вас. И это - невыносимо.
|
|
|
|
|
|