12:07 Прав ли Бродский | ||
Валерий Белов: "Если мне нравятся чьи-то сочинения, мне неизменно оказывается симпатичен и сам человек. По-другому просто не бывает. Скажу вам больше: предположим, я узнаю, что писатель NN мерзавец. Но если он пишет талантливо, я первый пытаюсь найти его мерзости оправдание. В конце-концов, вряд ли можно достичь одинаковых высот в жизни и в творчестве: в чём-то одном придётся снизить планку – и пусть уж лучше это будет в жизни» И.Бродский Талант - понятие неопределённое (способность на что-то), а мерзость конкретна (действие уже совершённое) Или "ради красного словца... "? Вадим Шарыгин: Слушая и глядя "на слова" Бродского, я подумал: какое великое достижение для читателя поэзии, если он (читатель) может, с какого-то дня, с какого-то времени своей творческой жизни или с какого-то момента своего читательского опыта, вдруг и навсегда, освободиться от обычного (в плане критики) взгляда на поэта, то есть когда читающий в состоянии почувствовать величие явления большого поэта, разворачивающегося перед ним во всей сложности и многогранности, когда читающий приобретает привычку или заводит традицию доверять поэту как бы авансом, не доверяя при этом всему собственному, такому понятному и родному, читательскому опыту! Когда читатель оказывается перед поэтом в положении как перед Христом, преграждающим "критику камнями в голову" всех замахнувшихся: "Пусть выйдет вперёд и бросит в неё камень тот, кто без греха!" Каждое такое торжество читательской зрелости - праздник для поэзии. С этого момента, с момента не одолжения, но искреннего доверия поэту, пока, казалось бы, ещё почти на пустом месте, читатель превращается в гражданина поэзии и каким-то магическим образом поэзия открывает ему свои "высокие глубины" стократно. Справедливый суд - это суд времени (которое, кстати, в поэзии превращается в пространство ). Справедливый суд - это суд над самим собой, на котором непонимающие тебя - защищают тебя, потому что знают себя самих, да, но ещё потому что умеют верить тебе и в тебя и высокомерие своё возвышают до "высоты меры", с "правды земной до правды небесной", а высокомерие "подсудимого" расшифровывают как "высокую меру" отношения к себе и окружающим. Вот мысли самого Бродского: «Поэт – в отличие от читателя – знает насколько трагична жизнь. И это знание отнимает возможность вписаться в общепринятые рамки поведения» «Я не говорю, что поэту всё прощается. Всё, что я хочу сказать, – поэта нужно судить с той высоты – или, скорее, с той глубины, – где он сам находится» ...Поэт, конечно, не лучше других знает насколько трагична жизнь, знает, не лучше и не хуже других, однако, дело не в этом, а в том, что поэт, если это большой поэт, то есть поэт "размером" из прошлого в будущее, то всё что он знает о трагичности человеческого выживания любой ценой, он передаёт в высшей степени прекрасно, то есть на таком небесном уровне Языка, который позволяет дополнить трагедию дух захватывающей перспективой иного состояния жизни. Валерий Белов: Ваша подборка высказываний Бродского заставила меня задуматься об его абсолютной правоте. Сказать, что это так, я не берусь. Как пример, настояшая тема. Я понимаю то, что Вы ответили, следующим образом - Поэзия сама по себе содержит в себе нечто такое, что стоит за обыденным пониманием добра и зла. И если читатель с этим соприкоснётся, то это обогатит его жизнь, позволит глубже узнать содержание бытия и самого себя. С этим можно согласиться. Более того. В этом содержится то, что выводит понимание Бродского на такой уровень, когда можно абстрагироваться от неточностей и даже противоречий в его словах с позиции бытового опыта. Как пример, из неверных слов Бродского (что поэт лучше чем кто-то иной знает насколько трагична жизнь) следует в целом правильный вывод о том, что поэт не может вписаться в общепринятые рамки поведения. | ||
Автор: Вадим Шарыгин Источник: | |
Всего комментариев: 0 | |