14:27 Статья Ирины Терентьевой |
Падение в звёздную пропасть Статья Ирины Терентьевой http://vk.com/wall14308394_823 Бывает, что человек падает в пропасть - очень долго и очень безнадежно. У всех нас так хотя бы однажды было подобное ощущение в минуту полнейшего отчаяния, когда в той, или иной ситуации все кончено, или ничего не вернуть. Но, бывает, что в пропасть падают во сне, для того только, чтобы научиться летать. Такое состояние сродни не просто второму дыханию, а некому озарению, когда сама эта пропасть полна любви и света! И там, где на грани страха и необыкновенного вдохновения, Господь дает не просто второй шанс, некую внутреннюю силу в виде крыльев за спиной. В миг, когда замирает сердце, вдруг, какая-то необыкновенная сила поднимает так высоко, откуда все видно, потому что свободный полет всего лишь напоминает свободное парение, душа становится зрелой и покойной, а сердце призвано находить простые и точные слова: Ветер, погубивший огоньки, Вынудил богов зажечь звезду… Гасит окна опустелый дом, Домом нам не ставший… Ну и пусть. С маленькою ранкой под крылом Холода и ночи не боюсь. Заново - улыбки и стихи… Значит, полечу, не упаду. Ветер, погубивший огоньки, Вынудит богов зажечь звезду… Звезда горит не всегда и не для всех. Ветер, который вынудил Богов зажечь ее для кого-то, живое воплощение стихии на равных с этими самыми Богами. Для тех, кто знает, что звезды очень далеко, так далеко, что свет, который доходит до нас, однажды, может сравняться с датой нашей смерти; он прийдет на землю, а нас уже нет… Поэтому, после нас что-то должно оставаться в стихах. И не просто что-то, а так, чтобы тот, кто читает, почувствовал, или увидел этот посыл, как свет живой здезды, упавший на землю тогда, когда мы ушли. Скажем, вот так: И даже, если б я тебя любила… Нет… Несмотря на то, что так люблю! - Я больше не посмею тратить силы На душу окаянную твою… Осенний ветер… Злой осенний ветер… Про тёплый май при нём не вспоминай! Мы оба - беззащитны, словно дети… И всё-таки, прощай, прощай, прощай. Нет кораблей… Лишь розовые листья Разносят нашу по миру беду. А ты стоишь меж мной и этой жизнью, И шепчешь: "Если бросишь - пропаду"... Любовь, не смотря ни на что. Любовь - вопреки всему. Живая образность - окаянная душа, слова упали и проросли. И берется ниоткуда, а, может быть, из детства: тёплый май, "Мы оба - беззащитны, словно дети…", как молитва: "прощай, прощай, прощай" … И, вот она: вопреки, не смотря ни на что: "А ты стоишь меж мной и этой жизнью, И шепчешь: "Если бросишь - пропаду"…" Каждое движение нашей души должно быть красивым, ярким, точно свет звезды, теплым и живым, иначе: зачем это все? На уровне ощущения сопричастности с чем-то, мы улавливаем движение чьей-то руки, написавшей ту, или иную строчку - движение души, когда человек упал в эту звездную пропасть, а потом, вдруг, поднялся из нее над всеми нами. И вот он, полетел, а мы сопричастны его полету, как будто он в состоянии выразить наше - живое и кровное; то, что происходит со всеми, но только он один, как сталкер, или проводник. Надежда - это самое главное для людей, поскольку мы сопереживаем не тому, что выразил поэт за нас - себе, своим ощущениям и потерям, которые он (сверху - над нами), пережил сам и только сам. Вот она, эта надежда: Напрасно материнским жестом крестит Его подушку робкий свет Луны. Меж ним и этим миром встала бездна, - Ему уже давно не снятся сны. Ни завтра, ни потом не станет легче Его душе, ушедшей в мир иной, - Я не имею права ставить свечи за этот преждевременный покой. Несчастней вдов. Ношу цветное платье, Последние надежды хороня. Мертвец мой жив. Крепки его объятья. И светел взор, не видящий меня… Несчастней вдов - безвыходно тоскую, Кляня его невидимых убийц, И по ночам отчаянно целую Свою слезу в крылах его ресниц. "последние надежды хороня" "по ночам отчаянно целую Свою слезу в крылах его ресниц" Прекрасно, хоть и страшно! Как будто, вместе с автором, упали в пропасть: полную звезд, но, до поры - до времени, схороненных там кем-то. А как упали, так и всколыхнули их, да так, что они, вдруг, взметнулись обратно в Небо и рассеялись там, превращая черное пространство Вселенной в неизведанные, синие глубины океана - Человеческого Космоса. Там наш причал. Оттуда и начинается новое плавание. Что же, помимо надежды и ощущения сопричастности принесет оно нам? Ну, это каждому - свое, простенько, а все-таки выбор: Разные у нас дороги. - Что ты видишь в небе? - Ничего… - Что я вижу в небе? Бога… Тому, кто видит, дано не просто видеть, но и понимать. Может быть, просто вера; нет, не какая-то там возвышенная и поэтическая - самая обыкновенная, и тем не менее, звездная: Что окрылит, а что стреножит Мерно вершащего бренный путь? Если Ты слышишь меня, мой Боже, Ты со мной рядом в дороге будь. Силы найдутся на крест и посох, Горькую чашу допью до дна, Если шепнут мне однажды звёзды, Что в одиночестве - не одна. «Дай мне…» Да нет, ничего не надо Той, что взяла Твой блаженный дар. Главное - вера: со мною рядом Ты или тот, кто Тобой мне дан. Знать бы, с огнём ли всю жизнь играю, Или храню Твой заветный свет… Я Тебе, Господи, доверяюсь, Там, где обратной дороги нет. Обратной дороги нет. Вера - это как путь: и всегда из прошлого в настоящее. Разумеется. что если он звездный. то он - тернистый. Просто высота у человека разная, вот эта Ахматовой: Я сошла с ума, о мальчик странный... (1911) Я сошла с ума, о мальчик странный, В среду, в три часа! Уколола палец безымянный Мне звенящая оса. Я ее нечаянно прижала, И, казалось, умерла она, Но конец отравленного жала Был острей веретена. О тебе ли я заплачу, странном, Улыбнется ль мне твое лицо? Посмотри! На пальце безымянном Так красиво гладкое кольцо. Обратной дороги нет. И поэтом, строчки никогда не умрут. А эта та, о которой я пишу, похожая, но совершенно другая - именно сопричастная. И, к сожалениию, современный мир таков, что в нем отказано людям даже в Ангеле-Хранителе. Почему? А вот это о нем: Знаешь, мальчик... У меня немеют крылья И стекает по спине холодный пот. Я старался быть уверенным и сильным, Обещал, что эта сила нас спасёт. Ты зажмурился, боясь увидеть бездну, И лопочешь про красавицу-Луну. Извини, но я тебе признаюсь честно, Что вот-вот свои объятья разомкну. Я не первый, кто надеялся на чудо, Совершая этот страшный перелёт. Не Иисуса я жалею, а Иуду… Он себя до самой смерти не поймёт. Он себе до самой смерти не поверит, Что не мог, кого любил, не потерять. Я всю жизнь твоей надеждой буду мерить, И себе уже ни в чём не доверять… Вера обозначена четко, в предыдущих стихах, но как будто выходит за их пределы? И куда же? В эту звездную пропасть, где читатель сначала поднимается до автора, а потом как будто перерастает его, потому что автор поставил себя на место читателя: Знаешь, мальчик. У меня немеют крылья. Сердце плачет. Разрывается. Болит. Я был прав, когда сказал: любовь всесильна… Я солгал, когда поклялся так любить. Я не ангел… Их на свете не бывает. Просто, кто-то вместо них вступает в бой За того, чьё имя бездна называет. Извини, что не пожертвовал собой. Все мы люди, а люди не Боги. Люди смертны и грешны. Может быть, такая сопричастность и есть наш причал? Да, он должен быть звездным, не ниже, не меньше… Но, если он останется только таким, то каждый сопричастный становится вровень самому Господу Богу, а может быть, ничем не ниже его - а это уже паранойя. Все мы люди - мы смертны, мы грешны. Мы даже в полете только ради того, чтобы вернуться на землю. В принципе, Земля та же звезда, голубая, живая и близкая… Что же такое звездный причал? Может быть так: Заблужденья, иллюзии и миражи… Безмятежная вера в заветную небыль… Помутненье ума… Состоянье души… Притяженье земли… Приближение к небу… Притяженье земли… Приближение к небу… Очень хочется, убрать многоточие и поставить тире. Притяжение земли - приближение к небу. На самом деле, главное в причале - это ощущение того, что тебя кто-то ждет на берегу. Ждет: с верой, надеждой, с любовью, и тем самым он создает ощущение сопричастности: Утренней встревоженный зарёй, Чудо-юдо-рыбой краснопёрой, Просыпайся… снегом над землёй Или звездопадами в озёра. Чувствуй, как на тысячи частиц, Тело или душу разрывает Сила, та, что ангелов и птиц Неизбежно со свету сживает. Возродись во всей своей красе, Бесконечным и непостижимым. Ты во сне поклялся быть как все Верные механикам машины. Это только сон. Всего лишь сон. Мимолётный и неисполнимый. Слышишь звон. Не спрашивай по ком! Эту чашу не проносят мимо. С каждым часом солнце горячей, Сон ни на минуту не продлится. Признавайся, кто ты и зачем На земле осмелился родиться. В завершение мне хочется, перед последними строчками этого стихотворения, опубликовать далог автора с читателе на сайте "Литературный причал" http://www.litprichal.ru/work/122940/: Некто Странный 14.08.2012 16:34:50 Нейтральный отзыв Бедное чудище. Дрыхло, понимаешь ли, себе спокойно. А тут пришли с колоколом и давай под ухом звонить. А если серьезно, чего это у Вас чудище без разума получилось? Светлана Севрикова 14.08.2012 17:57:16 Это потому, что оно - я. А уж про себя я знаю всё!:)) Некто Странный 14.08.2012 18:26:59 Так уж совсем без разума? Кто знает, может будущее откроет нам те грани этого стиха, что теперь не очевидны? А ведь стих-то хороший. Светлана Севрикова 14.08.2012 19:27:22 да, наверное, будущее много чего откроет... оно по-определению - очень открывательное:))) ... ну и грани этого стиха, пожалуй,тоже:) Вывод мой самый простенький: "уж себя-то я знаю" - так ли это? Последние строчки такие: Хватит врать, что шкурой дорожишь, Сновиденье выжить не поможет. От своей судьбы - не убежишь, Существо без разума и кожи! "Существо без разума и кожи" просто не совсем догадывается, что она дала определение - душа. А еще: давно уже превратилась в маленькую звезду на небе литературной бездны, где теряются и сгорают и не такие тонкие души, просто потому, что не вызывают сопричастности - свет души в них угас. А в этой он только зарождается… Вот это и есть - пробуждение (Ирина Терентьева) |
Автор: Ирина Терентьева Источник: | |
Всего комментариев: 0 | |