14:27
Статья Ирины Терентьевой
Падение в звёздную пропасть
Статья Ирины Терентьевой
http://vk.com/wall14308394_823

Бывает, что человек падает в пропасть - очень долго и очень безнадежно. У всех нас так хотя бы однажды было подобное ощущение в минуту полнейшего отчаяния, когда в той, или иной ситуации все кончено, или ничего не вернуть. Но, бывает, что в пропасть падают во сне, для того только, чтобы научиться летать. Такое состояние сродни не просто второму дыханию, а некому озарению, когда сама эта пропасть полна любви и света! И там, где на грани страха и необыкновенного вдохновения, Господь дает не просто второй шанс, некую внутреннюю силу в виде крыльев за спиной. В миг, когда замирает сердце, вдруг, какая-то необыкновенная сила поднимает так высоко, откуда все видно, потому что свободный полет всего лишь напоминает свободное парение, душа становится зрелой и покойной, а сердце призвано находить простые и точные слова:

Ветер, погубивший огоньки,
Вынудил богов зажечь звезду…

Гасит окна опустелый дом,
Домом нам не ставший… Ну и пусть.
С маленькою ранкой под крылом
Холода и ночи не боюсь.

Заново - улыбки и стихи…
Значит, полечу, не упаду.
Ветер, погубивший огоньки,
Вынудит богов зажечь звезду…

Звезда горит не всегда и не для всех. Ветер, который вынудил Богов зажечь ее для кого-то, живое воплощение стихии на равных с этими самыми Богами. Для тех, кто знает, что звезды очень далеко, так далеко, что свет, который доходит до нас, однажды, может сравняться с датой нашей смерти; он прийдет на землю, а нас уже нет… Поэтому, после нас что-то должно оставаться в стихах. И не просто что-то, а так, чтобы тот, кто читает, почувствовал, или увидел этот посыл, как свет живой здезды, упавший на землю тогда, когда мы ушли. Скажем, вот так:

И даже, если б я тебя любила…
Нет… Несмотря на то, что так люблю! -
Я больше не посмею тратить силы
На душу окаянную твою…

Осенний ветер… Злой осенний ветер…
Про тёплый май при нём не вспоминай!
Мы оба - беззащитны, словно дети…
И всё-таки, прощай, прощай, прощай.

Нет кораблей… Лишь розовые листья
Разносят нашу по миру беду.
А ты стоишь меж мной и этой жизнью,
И шепчешь: "Если бросишь - пропаду"...

Любовь, не смотря ни на что. Любовь - вопреки всему. Живая образность - окаянная душа, слова упали и проросли. И берется ниоткуда, а, может быть, из детства: тёплый май, "Мы оба - беззащитны, словно дети…", как молитва: "прощай, прощай, прощай" … И, вот она: вопреки, не смотря ни на что: "А ты стоишь меж мной и этой жизнью,
И шепчешь: "Если бросишь - пропаду"…"

Каждое движение нашей души должно быть красивым, ярким, точно свет звезды, теплым и живым, иначе: зачем это все? На уровне ощущения сопричастности с чем-то, мы улавливаем движение чьей-то руки, написавшей ту, или иную строчку - движение души, когда человек упал в эту звездную пропасть, а потом, вдруг, поднялся из нее над всеми нами. И вот он, полетел, а мы сопричастны его полету, как будто он в состоянии выразить наше - живое и кровное; то, что происходит со всеми, но только он один, как сталкер, или проводник. Надежда - это самое главное для людей, поскольку мы сопереживаем не тому, что выразил поэт за нас - себе, своим ощущениям и потерям, которые он (сверху - над нами), пережил сам и только сам. Вот она, эта надежда:

Напрасно материнским жестом крестит
Его подушку робкий свет Луны.
Меж ним и этим миром встала бездна, -
Ему уже давно не снятся сны.

Ни завтра, ни потом не станет легче
Его душе, ушедшей в мир иной, -
Я не имею права ставить свечи
за этот преждевременный покой.

Несчастней вдов. Ношу цветное платье,
Последние надежды хороня.
Мертвец мой жив. Крепки его объятья.
И светел взор, не видящий меня…

Несчастней вдов - безвыходно тоскую,
Кляня его невидимых убийц,
И по ночам отчаянно целую
Свою слезу в крылах его ресниц.

"последние надежды хороня" "по ночам отчаянно целую
Свою слезу в крылах его ресниц" Прекрасно, хоть и страшно! Как будто, вместе с автором, упали в пропасть: полную звезд, но, до поры - до времени, схороненных там кем-то. А как упали, так и всколыхнули их, да так, что они, вдруг, взметнулись обратно в Небо и рассеялись там, превращая черное пространство Вселенной в неизведанные, синие глубины океана - Человеческого Космоса. Там наш причал. Оттуда и начинается новое плавание. Что же, помимо надежды и ощущения сопричастности принесет оно нам? Ну, это каждому - свое, простенько, а все-таки выбор:

Разные у нас дороги.
- Что ты видишь в небе?
- Ничего…
- Что я вижу в небе? Бога…

Тому, кто видит, дано не просто видеть, но и понимать. Может быть, просто вера; нет, не какая-то там возвышенная и поэтическая - самая обыкновенная, и тем не менее, звездная:

Что окрылит, а что стреножит
Мерно вершащего бренный путь?
Если Ты слышишь меня, мой Боже,
Ты со мной рядом в дороге будь.

Силы найдутся на крест и посох,
Горькую чашу допью до дна,
Если шепнут мне однажды звёзды,
Что в одиночестве - не одна.

«Дай мне…» Да нет, ничего не надо
Той, что взяла Твой блаженный дар.
Главное - вера: со мною рядом
Ты или тот, кто Тобой мне дан.

Знать бы, с огнём ли всю жизнь играю,
Или храню Твой заветный свет…
Я Тебе, Господи, доверяюсь,
Там, где обратной дороги нет.

Обратной дороги нет. Вера - это как путь: и всегда из прошлого в настоящее. Разумеется. что если он звездный. то он - тернистый. Просто высота у человека разная, вот эта Ахматовой:

Я сошла с ума, о мальчик странный... (1911)


Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа!
Уколола палец безымянный
Мне звенящая оса.

Я ее нечаянно прижала,
И, казалось, умерла она,
Но конец отравленного жала
Был острей веретена.

О тебе ли я заплачу, странном,
Улыбнется ль мне твое лицо?
Посмотри! На пальце безымянном
Так красиво гладкое кольцо.

Обратной дороги нет. И поэтом, строчки никогда не умрут. А эта та, о которой я пишу, похожая, но совершенно другая - именно сопричастная. И, к сожалениию, современный мир таков, что в нем отказано людям даже в Ангеле-Хранителе. Почему? А вот это о нем:

Знаешь, мальчик... У меня немеют крылья
И стекает по спине холодный пот.
Я старался быть уверенным и сильным,
Обещал, что эта сила нас спасёт.

Ты зажмурился, боясь увидеть бездну,
И лопочешь про красавицу-Луну.
Извини, но я тебе признаюсь честно,
Что вот-вот свои объятья разомкну.

Я не первый, кто надеялся на чудо,
Совершая этот страшный перелёт.
Не Иисуса я жалею, а Иуду…
Он себя до самой смерти не поймёт.

Он себе до самой смерти не поверит,
Что не мог, кого любил, не потерять.
Я всю жизнь твоей надеждой буду мерить,
И себе уже ни в чём не доверять…

Вера обозначена четко, в предыдущих стихах, но как будто выходит за их пределы? И куда же? В эту звездную пропасть, где читатель сначала поднимается до автора, а потом как будто перерастает его, потому что автор поставил себя на место читателя:

Знаешь, мальчик. У меня немеют крылья.
Сердце плачет. Разрывается. Болит.
Я был прав, когда сказал: любовь всесильна…
Я солгал, когда поклялся так любить.

Я не ангел… Их на свете не бывает.
Просто, кто-то вместо них вступает в бой
За того, чьё имя бездна называет.
Извини, что не пожертвовал собой.

Все мы люди, а люди не Боги. Люди смертны и грешны. Может быть, такая сопричастность и есть наш причал? Да, он должен быть звездным, не ниже, не меньше… Но, если он останется только таким, то каждый сопричастный становится вровень самому Господу Богу, а может быть, ничем не ниже его - а это уже паранойя. Все мы люди - мы смертны, мы грешны. Мы даже в полете только ради того, чтобы вернуться на землю. В принципе, Земля та же звезда, голубая, живая и близкая… Что же такое звездный причал? Может быть так:

Заблужденья, иллюзии и миражи…
Безмятежная вера в заветную небыль…
Помутненье ума… Состоянье души…
Притяженье земли… Приближение к небу…

Притяженье земли… Приближение к небу… Очень хочется, убрать многоточие и поставить тире. Притяжение земли - приближение к небу. На самом деле, главное в причале - это ощущение того, что тебя кто-то ждет на берегу. Ждет: с верой, надеждой, с любовью, и тем самым он создает ощущение сопричастности:


Утренней встревоженный зарёй,
Чудо-юдо-рыбой краснопёрой,
Просыпайся… снегом над землёй
Или звездопадами в озёра.

Чувствуй, как на тысячи частиц,
Тело или душу разрывает
Сила, та, что ангелов и птиц
Неизбежно со свету сживает.

Возродись во всей своей красе,
Бесконечным и непостижимым.
Ты во сне поклялся быть как все
Верные механикам машины.

Это только сон. Всего лишь сон.
Мимолётный и неисполнимый.
Слышишь звон. Не спрашивай по ком!
Эту чашу не проносят мимо.

С каждым часом солнце горячей,
Сон ни на минуту не продлится.
Признавайся, кто ты и зачем
На земле осмелился родиться.

В завершение мне хочется, перед последними строчками этого стихотворения, опубликовать далог автора с читателе на сайте "Литературный причал" http://www.litprichal.ru/work/122940/:



Некто Странный       14.08.2012   16:34:50   Нейтральный отзыв

Бедное чудище. Дрыхло, понимаешь ли, себе спокойно. А тут пришли с колоколом и давай под ухом звонить. А если серьезно, чего это у Вас чудище без разума получилось?




Светлана Севрикова       14.08.2012   17:57:16

Это потому, что оно - я. А уж про себя я знаю всё!:))




Некто Странный       14.08.2012   18:26:59

Так уж совсем без разума? Кто знает, может будущее откроет нам те грани этого стиха, что теперь не очевидны? А ведь стих-то хороший.




Светлана Севрикова       14.08.2012   19:27:22

да, наверное, будущее много чего откроет... оно по-определению - очень открывательное:))) ... ну и грани этого стиха, пожалуй,тоже:)

Вывод мой самый простенький: "уж себя-то я знаю" - так ли это? Последние строчки такие:

Хватит врать, что шкурой дорожишь,
Сновиденье выжить не поможет.
От своей судьбы - не убежишь,
Существо без разума и кожи!

"Существо без разума и кожи" просто не совсем догадывается, что она дала определение - душа. А еще: давно уже превратилась в маленькую звезду на небе литературной бездны, где теряются и сгорают и не такие тонкие души, просто потому, что не вызывают сопричастности - свет души в них угас. А в этой он только зарождается… Вот это и есть - пробуждение

(Ирина Терентьева)


 
Категория: Анонсы | Просмотров: 153 | Добавил: sevrikovasvetlana
Автор: Ирина Терентьева
Источник:
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar